Реестр экспедиторов, требования:
-о финансовой состоятельности должно будет свидетельствовать, во-первых, отсутствие за последний налоговый период задолженности по налогам, сборам и пр. платежам в бюджет, а во-вторых, наличие на определенную сумму основных фондов, имущества или банковской гарантии.
Для отечественного экспедитора эта сумма исчисляется 1 млн. рублей (по другим данным, 500 тыс. рублей)
- профессиональная надежность.
То есть: у руководителя не должно быть «непогашенной или неснятой судимости за уголовные преступления в сфере экономики, экологии, трудового и транспортного законодательства».
Обязательное наличие в штате хотя бы одного ответственного специалиста, который, в свою очередь, будет таковым считаться при наличии соответствующего свидетельства.Чтобы его получить, придется сдать экзамены или доказать, что за последние 7 лет работы как минимум 5 приходилось на должность руководителя (хотя бы отдела) в транспортной компании.
Свидетельство будет действительно в течение 5 лет, после его обладателю придется пройти обучение на повышение квалификации.
При этом отдельно будет вестись реестр ответственных специалистов, а один и тот же специалист сможет числиться максимум за двумя работодателями.
Только при соблюдении всех этих трех условий экспедитор сможет рассчитывать на включение в «список благонадежных», а значит, законно заниматься своей деятельностью. В противном случае как ему, так и тому, кто заключит с ним договор, будет грозить штраф.
Так, тем, кто будет работать с не состоящим в реестре экспедитором, законопроект предлагает штраф в сумме 20 тыс. рублей для физических лиц, 30 тыс. рублей — для должностных лиц, 100 тыс. рублей — для юридических лиц и ИП.
Сам «экспедитор» будет наказываться 200 тыс. рублей, а его должностные лица — 30 тыс. рублей. При повторном в течение года нарушении — 500 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно.
Что примечательно: «вход» в реестр будет закрыт не только для физических лиц, но и для ИП.
По крайней мере, положения законопроекта изначально сформулированы так, что содержат требования именно к юридическим лицам.
компаниям, желающим находиться в реестре, подтвердив финансовую состоятельность, профессиональную надежность и компетентность, предоставить также рекомендацию от профессионального объединения экспедиторов.
Сроки включения в реестр и аннулирование из него
Сразу еще раз подчеркнем: те, кто не находятся в реестре, экспедиторской деятельностью заниматься не смогут.
На рассмотрение заявления о включении в реестр региональной Торгово-промышленной палате (ТПП) (а именно она законопроектом назначается ответственной за «список экспедиторов
дается целых 10 рабочих дней.
После чего заявление может быть отклонено (оформлено по ненадлежащей форме и пр.) либо принято к рассмотрению.
На проверку сведений по принятому заявлению отводится 30 рабочих дней. Если они соответствуют действительности, то на включение экспедитора в реестр ТПП разрешено потратить еще до 10 рабочих дней.
То есть: в лучшем случае после подачи заявления экспедитор сможет приступить к работе где-то через 2 месяца.
этот срок может продлеваться на 10 рабочих дней и на то время, которое потребуется для того, чтобы надлежащим образом оформить заявление.
В худшем случае экспедитору просто откажут во включении в реестр. Это может произойти, если представленные сведения не соответствуют действительности или если в ТПП посчитали, что состоятельность, надежность и компетентность на самом деле не подтверждены.
При этом обжаловать отказ можно будет только в судебном порядке.
Через суд будет происходить и исключение экспедитора из реестра.
Основания для этого — признание юридического лица банкротом, его ликвидация, привлечение к уголовной ответственности руководителя, а также неоднократное в течение года заключение договоров с компаниями, не состоящими в реестре экспедиторов или в реестре автомобильных грузоперевозчиков, превышение дозволенной для иностранцев «квоты» в 75% доли компании и т.п.
Что примечательно: тот, чье нахождение в реестре будет «аннулировано», сможет восстановиться только через год.
Подтверждать свои финансовую состоятельность, профессиональные надежность и компетентность придется ежегодно. Если какие-то сведения изменились преждевременно, об этом необходимо будет тут же оповестить ТПП.
Включение в реестр — платное, изменение сведений — тоже (сумма пока не называется). В то же время его использование будет безвозмездным.
Реестр недобросовестных экспедиторов
Такой тоже будет вестись и будет находиться в открытом доступе на сайте ТПП.
В него автоматически попадут те, кого суд признал должником перед клиентом, перевозчиком и любым другим лицом, с которым компания была связана договором транспортного экспедирования.
Как только экспедитор погасил задолженность, он сможет рассчитывать на свое исключение из числа недобросовестных. Правда, это произойдет не «как только»: Торгово-промышленной палате дается целых 10 (не рабочих!) дней на то, чтобы проверить информацию и удалить данные из реестра.
То есть: еще в течение 10 дней компания, являющаяся уже по сути благонадежной, не сможет нормально работать, так как будет отваживать от себя клиентов своим нахождением в «черном» списке.