ГРУЗОВЛАДЕЛЬЦАМ на заметку. Зачем страховать груз?
На Западе транспортировка грузов без страховки по воде, земле или воздуху практически не возможна. В России же, по оценкам страховщиков, страхуется лишь 10-12% грузов. В первую очередь это ценности, ювелирные изделия, наличные деньги и все то, что легко похитить и продать: бытовая техника, парфюмерия, продукты питания. Исключение - морские перевозки. По неписанным правилам ни один капитан не возьмет на борт незастрахованный груз.
Многие владельцы груза убеждены, что если транспортная компания гарантирует полную материальную ответственность за груз, то страховка не нужна. Однако практика показывает, что транспортная компания компенсирует причиненный вред отправителю (получателю) только в том случае, если, во-первых, ее признают виновной в убытках и, во-вторых, у компании есть деньги или ее ответственность застрахована. Нужно учитывать, что практически все перевозчики ограничивают суммы возмещения в случае порчи или утраты груза по их вине $10-30 за один килограмм. Так что владельцу груза разумнее все-таки застраховать груз.
По всем существующим внутренним законодательным актам и международным транспортным конвенциям за причинение вреда грузу во время транспортировки перевозчики несут материальную ответственность перед грузовладельцами. Но перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что гибель, повреждение или утрата груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Что это за обстоятельства?
Условно их относят к двум типам:
1) обстоятельства, вероятность наступления которых в той или иной степени зависит от грузовладельца:
- вина грузоотправителя или грузополучателя;
- особые естественные свойства груза, недостатки тары или упаковки, которые перевозчик не мог заметить при приемке груза, и ряд других. При страховании на условиях "с ответственностью за все риски" в период его действия от склада грузоотправителя до склада грузополучателя очень часто во время погрузо-разгрузочных работ возникают скрытые повреждения груза, причем иногда внешняя упаковка остается целой. Такого рода повреждения происходят в основном из-за небрежного обращения с грузом при погрузке и выгрузке;
2) обстоятельства, выходящие за рамки разумного контроля человека, то есть форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, военные действия, народные волнения, забастовки, действия властей и другие);
3) грабеж и разбой!
В случае стихийных бедствий незастрахованный грузовладелец понесет невосполнимые убытки. По стандартным правилам страхования грузов риск ущерба вследствие стихийных бедствий покрывается автоматически. Более того, за дополнительную страховую премию страховой полис может покрыть и некоторые другие форс-мажорные риски.
Грузоотправитель может получить от перевозчика полную стоимость поврежденного, погибшего или утраченного груза только при внутренних автомобильных и железнодорожных перевозках, в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации.
Ответственность перевозчиков за авиационные грузы при международных перевозках, а с 1997 г. и при внутренних воздушных перевозках, ограничена соответствующими международными транспортными конвенциями и Воздушным кодексом РФ определенными суммами за килограмм массы груза брутто.
Согласно статье 23 конвенции КДПГ, перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной утратой груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.
Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, за отсутствием таковой, на основании текущей рыночной цены, или же, при отсутствии и той, и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.
Размер возмещения не может превышать 25 франков за один килограмм недостающего веса брутто. Под "франком" подразумевается золотой франк весом в 10/31 г. золота 0,900 пробы.
Кроме того, подлежат возмещению провозные платежи, таможенные сборы и пошлины, а также расходы, связанные с перевозкой груза, полностью - в случае утраты всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, - при частичной утрате; иной ущерб возмещению не подлежит.
Более значительное по своему размеру возмещение может быть потребовано с перевозчика только в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 конвенции КДПГ была объявлена стоимость груза или объявлен специальный интерес в доставке.
Удачи на дорогах!