|
Занижение ставки за срыв погрузки со стороны заказчика в заявке
Уважаемые юристы и коллеги! Подскажите пожалуйста, кто сталкивался.
Правомерно ли прописывают в заявке: Оплата за срыв погрузки со стороны заказчика 20% от ставки перевозки НО НЕ БОЛЕЕ 1000 руб.!???
То есть заведомо заказчик не несёт ответственности за то, что машина приехала, простояла Часы или ночь? Так можно было?))
Я понимаю, что в АТИ у перевозчиков не так много прав, типа не нравятся условия, не подписывай заявку…
Но с этим можно как-то бороться? Есть законные лазейки?
Поддерживают:
Не поддерживают:
21.08.22 09:53
|
Василий Евгеньевич, добрый день. Есть ответ короткий, а есть подлиннее.
Если лень читать, то вот короткий ответ: с этим можно бороться, но результат, скорее всего, вас не устроит.
Если вы всё-таки хотите понять как действуют договоры, прочитать мнение человека, который в сфере грузоперевозок так или иначе присутствует более 16 лет, то вот вам развёрнутый ответ.
1. Российское гражданское право по большей части диспозитивное, то есть, отдающее на откуп договаривающимся сторонам определение условий сделок. В вашем примере речь идёт о срыве погрузки, который в Уставе автомобильного транспорта именуется непредъявлением груза к перевозке (ч. 1 ст. 35). Вот что она гласит: за непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.. Это означает, что первично условие договора, а установленная законом мера ответственности применяется только в случае, если в договоре соответствующего пункта нет.
2. Договор, заявку и всё прочее вы подписываете добровольно, никто вас не заставляет. До заключения (!) договора вы имеете возможность обсуждать его условия с потенциальным контрагентом. Принятие условий договора может быть только полным и безоговорочным, то есть, соглашаясь с такими условиями договора как маршрут перевозки и ставка, вы акцептуете и все штрафы и прочую ответственность, прописанную даже самым мелким шрифтом.
3. Любимая фраза перевозчиков (впрочем, вы ее в сообщении не употребили) — кабальные условия договора. Звучит очень по-холопски, а значит по-древнерусски (у нас сейчас модно вспоминать про так называемые "традиционные ценности" и вообще про добрые старые времена, так что можно сказать, что упоминание кабалы, розг, Юрьева дня и т.п. — некая форма дани моде), но нужно понимать, что в гражданском законодательстве принято несколько иное толкование понятия "кабальная сделка". Под ней понимается, если верить ч. 3 ст. 179 Гражданского кодекса РФ (а суды будут верить именно ему, а не сермяжному пониманию отдельно взятого перевозчика), сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась. Примеры таких сделок вы можете поискать самостоятельно, но одно я вам скажу совершенно точно: нормальная предпринимательская деятельность, при которой одна сторона предлагает выполнить перевозку и она же предлагает условия, а другая сторона в нормальных рыночных условиях, без замечаний и оговорок на это соглашается, с вероятностью 99% не будет признана тяжёлым стечением жизненных обстоятельств.
4. Вы можете возразить, что если не поедете вы, то поедет кто-то другой и будете абсолютно правы — перевозчики разрознены, у них дичайшая конкуренция. Но даже в периоды нехватки транспорта перевозчики всё равно подписывают договоры с самыми безумными условиями, потому что единственное на что они смотрят — это ставка за перевозку. Критически мало перевозчиков имеют свою форму договора, содержащую условия, которые они реально могут исполнить. У перевозчиков, за редчайшим исключением, нет своих тарифов. С этим можно бороться созданием профессиональных объединений, но для этого каждому суслику в поле придётся перестать быть агрономом, что для многих предпринимателей хуже смерти. Но именно объединение перевозчиков создаёт возможность для:
а) повышения ставок и выработки прозрачной тарифной политики; б) возникновения цивилизованного рынка грузоперевозок с ясными и понятными условиями договоров; в) повышения надёжности сделок для всех участников рынка — грузы станут пропадать реже, неоплаты станут исключениями.
То есть, плюсы для всех, кроме мелких посредников, которые просто перепродают загрузки из АТИ.
5. Многие экспедиторы любят говорить, что они не могут прописывать в договорах с перевозчиками мягкие условия, т.к. в их договорах с заказчиками прописаны такие же жёсткие условия, на что перевозчики отвечают: "Мы же не подписывались на эти условия". Отвечают, но всё равно подписывают самые безумные договоры. Есть ли стимул у экспедиторов вести переговоры с заказчиками на тему смягчения условий договоров в таких условиях? Ответ очевиден. До тех пор, пока грузы возятся по самым жёстким договорам, условия не будут становиться более лояльными по отношению к перевозчикам. Предпринимательская деятельность она такая — каждый преследует свои интересы, не думая о выгоде контрагента. Поверьте, если бы перевозчики соглашались приплачивать за право выполнить перевозку, то так оно и было бы.
6. Возвращаясь к вашему вопросу: вы сами совершенно правильно отметили, что если не нравятся условия, то нечего подписывать заявку. Если вы поставите себя на место вашего заказчика, то вам точно не понравится, если контрагент изначально согласится на одни условия, а потом начнёт пытаться их пересматривать.
Поддерживают:
Не поддерживают:
21.08.22 10:35
|
Благодарю за развёрнутый ответ! Это всё конечно предельно понятно. Это всё глобально конечно.
У нас в одной заявке было написано, штраф за опоздание 50 % от стоимости перевозки. Вроде в заявке прописано и нужно ориентироваться на неё, но! По закону к этому должны прилагаться отметки в ТТн, акты, уведомления, претензии и подтверждение нанесения ущерба, то есть просто по заявке нас за опоздание оштрафовать не могут, что бы там не написали.
Вот и в данном случае, я имел ввиду есть ли какие-то нюансы. Или в плане неподаче к перевозке груза по факту, если в заявке 1000р., то значит 1000р. Только и оплатят?
Поддерживают:
Не поддерживают:
21.08.22 10:48
|
А так НП я хочу выставить, чтобы перевозчики были внимательнее к тесту заявки определенной компании. Мы с ними ранее работали, всё было норм, а сейчас столкнулись и увидели)) таких как мы много, может как-то и повлияет…
Просто хочется ещё и написать так, чтобы моё НП модераторы не удалили, а оставили висеть.
Ведь много в АТИ НП с цифрой 0 и они висят.
Поддерживают:
Не поддерживают:
21.08.22 10:52
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:48)Или в плане неподаче к перевозке груза по факту, если в заявке 1000р., то значит 1000р. Только и оплатят? Всё верно. Вам оплатят по данной заявке за срыв погрузки по вине заказчика не более 1000 руб.
Поддерживают:
Не поддерживают:
21.08.22 12:50
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:52)А так НП я хочу выставить, чтобы перевозчики были внимательнее к тесту заявки определенной компании. Здесь нет недобросовестности. Вы бы почитали некоторые контракты, заключаемые на 44-ФЗ или 223-ФЗ, вот там точно бывает ад. Это рынок, кто-то предлагает, кто-то покупает.
Поддерживают:
Не поддерживают:
21.08.22 13:23
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 14:48)По закону к этому должны прилагаться отметки в ТТн, акты, уведомления, претензии и подтверждение нанесения ущерба, то есть просто по заявке нас за опоздание оштрафовать не могут, что бы там не написали. Нет в законе положений об обязательном подтверждении несения ущерба. Не выдумывайте и не вводите обывателей в заблуждение. Не нравится верхнее ограничение в 1000 рублей-предлагаете убрать или свой вариант, ну или не берётесь за перевозку. Всё предельно просто.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 06:36
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:48)По закону к этому должны прилагаться отметки в ТТн Если груз не был выдан, то и ТТН неоткуда взяться. Следовательно, негде ставить отметку. Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:48)акты, уведомления Уведомление о составлении акта и сам акт действительно должны быть. Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:48)претензии Без претензии для оплаты штрафа никуда. В некоторых случаях (конечно, не тогда, когда речь идёт об уплате 1000 рублей) у ИФНС могут возникнуть вопросы по поводу платежа без надлежащего документооборота. Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:48)подтверждение нанесения ущерба По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков — так написано в ч. 1 ст. 330 ГК РФ. Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:48)просто по заявке нас за опоздание оштрафовать не могут, что бы там не написали Безусловно, необходимо соблюсти установленный законом порядок. Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 10:48)я имел ввиду есть ли какие-то нюансы. Или в плане неподаче к перевозке груза по факту, если в заявке 1000р., то значит 1000р. Только и оплатят? В данном случае да. Есть 37-ая статья Устава автомобильного транспорта, констатирующая недействительность соглашений, устраняющих или уменьшающих ответственность перевозчиков; вот она позволяет грузовладельцу взыскать с перевозчика, например, всю стоимость утраченного груза, даже если в договоре написано, что предел ответственности перевозчика не может превышать 10 рублей.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 08:46
|
Цитата (Юридическая компания DUALLEX (Бакин А.В. ИП) @ 22.08.2022 06:36)Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 21.08.2022 14:48)По закону к этому должны прилагаться отметки в ТТн, акты, уведомления, претензии и подтверждение нанесения ущерба, то есть просто по заявке нас за опоздание оштрафовать не могут, что бы там не написали. Нет в законе положений об обязательном подтверждении несения ущерба. Не выдумывайте и не вводите обывателей в заблуждение. Не нравится верхнее ограничение в 1000 рублей-предлагаете убрать или свой вариант, ну или не берётесь за перевозку. Всё предельно просто. Если бы на практике не столкнулся, не утверждал бы. Есть в законе это, смотрите внимательно! Необходимы отметки в ттн об опоздании, акт об опоздании с отметками о нем в ттн и документ, подтверждающий, что диспетчер (экспедитор) получил требование на возмещение реальных убытков от грузополучателя за опоздание перевозчика на выгрузку. Без этого пункт о штрафе в договоре-заявке просто слова. Речь во всех диалогах здесь идёт в отношении работы в АТИ, если вам не понятно.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 09:36
|
Цитата (АТП-23 (фирма ДОК, ООО) @ 22.08.2022 08:46)В данном случае да. Есть 37-ая статья Устава автомобильного транспорта, констатирующая недействительность соглашений, устраняющих или уменьшающих ответственность перевозчиков; вот она позволяет грузовладельцу взыскать с перевозчика, например, всю стоимость утраченного груза, даже если в договоре написано, что предел ответственности перевозчика не может превышать 10 рублей.
То есть в отношении перевозчика такая статья есть, а в отношении диспетчера-экспедитора, ничего не предусмотрено? Если он занижает ставку за возмещение срыва погрузки груза? Для диспетчера все договора действительны?
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 09:40
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 22.08.2022 09:36)Необходимы отметки в ттн об опоздании, акт об опоздании с отметками о нем в ттн и документ, подтверждающий, что диспетчер (экспедитор) получил требование на возмещение реальных убытков от грузополучателя за опоздание перевозчика на выгрузку Как бы да, но нет. При рассмотрение споров "об опоздании" суды, как правило, прибегают к Постановлению Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018, в том числе к п. 20: согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ и части 1 статьи 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (часть 2 статьи 67 ГПК, часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ). Таким образом для фиксации нарушения обязательства часто бывает достаточно уведомления о выявлении такого нарушения и извещения о оставления акта. На составление акта ни кто с виновной стороны не является, он подписывается в одностороннем порядке и документы для обращения за взыскание убытков готовы. Далее - дело техники.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 10:24
|
Цитата (Юридическая компания "Грифон", ООО @ 22.08.2022 10:24) Каких убытков? Выдуманных с головы? Одного акта недостаточно, написать просто так можно всё, что угодно, вплоть до того, что в перевозимом грузе «например» были золотые яйца курицы, которые снеслись из-за опоздания перевозчика… или при фотофиксация повреждённого груза видно повреждение только коробок, а в акте пишут «например» что разбились яйца Фаберже в количестве 100 штук, ущерб составил 1млрд рублей (например). И что? По акту будут взыскивать? Нет, потому что доказательств нанесения ущерба нет, как и сумма не подтверждена документально.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 10:43
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 22.08.2022 10:43)Нет, потому что доказательств нанесения ущерба нет, как и сумма не подтверждена документально. От куда у Вас данные неопровержимые и безапелляционные доводы? Если есть такая судебная практика, где суд отказал во взыскании убытков вызванных опозданием на погрузку т.к. убыток был основан лишь на уведомление и акте, то прошу её поделиться.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 11:06
|
Цитата (Юридическая компания "Грифон", ООО @ 22.08.2022 11:06)До суда не доходило, заканчивалось всё удалением претензий на АТИ. Мне судебная практика в этих доводах ни к чему, есть личный опыт.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 11:11
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 22.08.2022 11:11)До суда не доходило, заканчивалось всё удалением претензий на АТИ. Мне судебная практика в этих доводах ни к чему, есть личный опыт. Всё понятно. У каждого есть право делать выводы основанные на собственном опыте. Проблема в том, что если данный опыт применять далее НП и претензий АТИ, т.е. переходить в судебную плоскость, то высоки риски разбития таких доводов о неопровержимость доказанных суду фактах. Об этом говорит уже мой личный опыт работы в судах по всей России.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 11:31
|
Цитата (Юридическая компания "Грифон", ООО @ 22.08.2022 11:31)Я знаю что такое суды и судебная практика, так же есть более десяти лет опыта в судебных делах и в качестве истца и в качестве ответчика, правда не в перевозках. Но суть одна и не в том, тут тема по иному вопросу была создана.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 11:34
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 22.08.2022 11:34)более десяти лет опыта в судебных делах и в качестве истца и в качестве ответчика, правда не в перевозках У вас опыт в судах общей юрисдикции, это не совсем то же самое, что арбитраж.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 11:52
|
Цитата (АТП-23 (фирма ДОК, ООО) @ 22.08.2022 11:52)У меня опыт во всех судах и в мировых и в районных и в арбитражных и в апелляционных и ни один судья не припишет никому ничего без доказательно. Вопрос исчерпан.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 12:01
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 22.08.2022 12:01)Вопрос исчерпан.
Вот и чудненько Удачи.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 12:03
|
Цитата (Иванова Елена Владимировна, СЗ @ 22.08.2022 12:01)У меня опыт во всех судах и в мировых и в районных и в арбитражных и в апелляционных и ни один судья не припишет никому ничего без доказательно. Вопрос исчерпан. Ну, как Вы себе представляете исчерпанность данного вопроса? У Вас есть колоссальная судебная практика по обсуждаемому, но Вы ею не делитесь. Очень похоже на надуманность данной практики. Возможно, я ошибаюсь, вследствие чего и готов принести свои искренние извинения при наличии ссылки на данную судебную практику с Вашим участием, где суд отверг доводы истца о возможности взыскания суммы штрафа за опоздание перевозчика.
Поддерживают:
Не поддерживают:
22.08.22 12:08
|